Вверх по большой воде

Вверх по большой воде
Раскинувшись от архипелага Северная Земля, где хозяйничает белый медведь, до алтайских предгорий, где выращивают арбузы, а по степям ходят верблюды, огромный Красноярский край расположился в центре России. И эти бескрайние территории стягивает, словно хорда, великая река Енисей — природная граница между Западной и Восточной Сибирью.
Представляя реку
Тунгусы, ныне эвенки, звали эту реку «Йоане-Си», «Ионе-Су», что в переводе означает «Большая вода». В 17 веке казаки изменили коренное название, и с тех пор на всех картах указывают это имя.
Своими размерами Енисей-Батюшка уступает лишь нескольким рекам на планете, это самая многоводная река страны. Живописная, не испорченная человеком природа и относительная доступность делают его привлекательным для путешествий.
Первый и самый главный совет: не стоит пользоваться услугами круизных фирм, в моем понимании их расценки сильно завышены. Мы с вами отправимся в путешествие обычными рейсовыми теплоходами.
Собрались? Тогда вперед.
Четыре часа полета, внизу проплывает Северный Урал, Обь, Ямал, Гыдань, Енисейский залив, наконец, самолет пробивает низкую облачность, и под крылом раскидывается к горизонтам россыпь тундровых озер. Прибыли, вас встречает Таймыр, город Норильск, заполярный аэропорт «Алыкель».
Старт из Заполярья
Если вы располагаете временем, то советую на два дня остановиться в Норильске, чтобы посмотреть, как живет уникальный, самый северный в мире промышленный город. Если же времени нет, то отправляйтесь прямиком в Дудинку, большой город-порт, у причала которого круглогодично стоят океанские, а летом еще и речные суда. В Дудинке заканчивается лесотундра и начинается тундра. Это рубеж. Настало время для второго важного совета: о бронировании билетов позаботьтесь заранее. Это можно сделать по телефонам или через электронную почту в кассах Красноярска, Дудинки и Норильска.
Поплывете вы на одном из старых трехпалубных теплоходов германской постройки: «А.Матросове» или «В.Чкалове», в зависимости от расписания. Далее от кошелька. Бюджетный вариант — каюта на главной палубе, третий класс. Второй класс расположен на средней палубе, почти весь первый — на верхней. Речная навигация начинается сразу после ледохода, в начале июня.
Третий совет: обязательно закупите в дорогу еду и напитки, по предпочтениям. На борту работает ресторан, буфет, где каждое утро подается изумительная свежая выпечка, и бар. И тем не менее.
К дебаркадеру пассажирского причала от гостиницы вас довезет такси. После посадки и размещения посмотрите на север. Там в призрачной дымке миража начинаются низовья, куда подобные теплоходы не ходят. Дельта, рукава Енисейского залива, с островами, достигающими длины 20 км, небольшие северные поселки — все это территория пограничников, сухогрузов ледового класса, суровых рыбаков и рисковых предпринимателей. Раздается протяжный гудок, заиграет легендарное: «Как провожают пароходы», судно отчаливает, и с каждой минутой город на тундровых сопках Заполярья начнет удаляться. Слева проплывут причалы грузовых районов, устье реки Дудинки — вот вы и на енисейском просторе!
Начало пути, Приполярье
Начинается ход против течения, в корму дует прохладный северный ветер, но вам, предусмотрительным, его объятья не страшны - у вас есть плотные теплые куртки с капюшонами.
Тянутся мимо пустынные берега, на которых лишь изредка появляются покосившиеся рыбацкие избы. Возле села Потапово теплоход встретит пиратская флотилия моторных лодок. Местные рыбаки будут настойчиво пытаться продать вам мороженную и соленую осетрину, черную икру. Учтите, что этот товар браконьерский и делайте выводы.
Четвертый совет: бинокль обязателен. Мошки и комаров на борту можете не бояться, посредине реки на свежем воздухе их не будет, но один флакон все-таки стоит взять, на случай стоянок.
До Игарки, некогда морских ворот Сибири, через которые в СССР шел экспорт древесины, тянется территория влияния Норникеля, которому выше по течению принадлежит каскад Таймырских ГЭС. Дальше начинается зона интересов нефтегазовых монстров, благодаря которым Игарка возрождается.
Впереди, на правом по ходу судна берегу, появится поселок Курейка, где отбывал ссылку И. В. Сталин. На берегу стоят впечатляющие остатки помпезного мавзолея, тут когда-то высилась огромная статуя, впоследствии низвергнутая в воду. Но еще долгое время капитаны, проходя мимо, давали гудок, а пассажиры пристально вглядывались в свинцовую толщу, надеясь разглядеть лик вождя… Неподалеку проходит географическая граница — в устье реки на высоком берегу стоит огромный памятный знак с картой России и надписью: «Полярный круг». Нужно отпраздновать.
Вот и Игарка. Там теплоход остановится, капитан высадит и примет пассажиров. После этого города изменится ландшафт. Вместо лесотундры с отдельными островками леса появятся стоящие стеной хвойные деревья — вас приветствует тайга. Самое время спуститься на главную палубу, где в специальном помещении греются титаны, на судне всегда имеется кипяток. Большая кружка кофе, бинокль, теплая куртка — есть все, чтобы обозревать берега и караваны судов, плывущих в Дудинку, идет летний завоз.
Совет номер пять: подготовьтесь информационно. Почитайте заранее о местах, мимо которых будете проплывать. Но не надейтесь на смартфоны! Вплоть до Енисейска устойчивой сотовой связи не будет. А как вы хотели, здесь по-настоящему дикий мир, после гипотетической высадки на любой из берегов у вас будут все шансы, еще более гипотетические, пропилить сотни километров по тайге, прежде чем вы встретите человека. Кроме того, розетками оборудованы только салоны люкса и первого класса. Подзарядиться можно на ресепшн либо в коридорах, под личным надзором. Владелец удлинителя-переноски уважаем. Но все это к лучшему, отвлекитесь от соцсетей, прикоснитесь к Вечности.
Ссыльный край
Примерно сотня километров пути, и вы увидите заброшенный поселок Ермаково, конечную точку незавершенного проекта 501-503. Там прячутся остатки лагпунктов, железной дороги и ржавые локомотивы, почти поглощенные тайгой. Кроме того, в 1978 году здесь провели один из серийных подземных ядерных взрывов — «Кратон-2»…
Заканчивается участок реки, осваиваемый нефтяниками, уже показался стоящий в устье Нижней Тунгуски город Туруханск — знаменитая столица ссыльного края, а ныне центр огромного района. Опять остановка, пассажиров будет много, а у вас появится минут пятнадцать, чтобы размять ноги на берегу. Есть сотовая связь.
Плывет мимо очередная деревня, не имеющая дебаркадера. Видна лестница с перилами, ведущая к воде. Сейфы, в которых лодочники держат моторы, рядом с ними стоят «илимки» или «деревяшки» — остроносые дощатые лодки, плоскодонные, быстроходные и вместе с тем вместительные. Чаще всего ими пользуются староверы, забрасывая продукты в потаенные зимовья, расположенные в верховьях притоков. Две моторки мчатся наперерез, везут пассажиров. Теплоход замедляет ход, посадка и высадка идет в движении, люди с интересом наблюдают за рискованной операцией. Скоро вы поймете, что это нормальная практика.
Когда-то тут была земля кетов, но вы их вряд ли увидите, мало осталось представителей этого народа... Здесь поколениями обитают уникальные общины независимых людей, на которых из века в век держался весь край. Нефтяников эти места пока не интересуют, но их ждут, понимая, что это может дать местным. Енисей был и остается кормильцем, люди живут рыбными да зверовыми промыслами, здесь все вынужденные браконьеры, иначе просто не прожить. Поэтому способы ловли серьезные, удочка с поплавком — баловство для детей и горожан.
Меняется погода, время суток, теплоход тянет против течения, а вы обнаруживаете, что большую часть времени проводите на палубе. И вам не скучно! Еще и зрение восстанавливается, этот эффект будет особенно заметен к концу пути. Вот и Бахта показалась.
Земля романтиков и ортодоксов
Здесь начинается отрезок реки, попадающий в сферу влияния золотодобытчиков. И староверов. Следующая остановка — большой поселок Бор, стоящий на красивейшем обрывистом берегу напротив Подкаменной Тунгуски. Интересные места, особенно по левой стороне, где тайгу разрезает устье реки Большой Пит. Там берет свое начало путь в Золотую тайгу, к месторождениям золота, открытым в середине 19-го века. Это была самая настоящая золотая лихорадка: тысячи старателей, авантюристов и откровенных преступников устремились в тайгу. На Подкаменной и Нижней Тунгуске творилось то же самое. Сейчас золото моют крупные кампании и артели. «Никогда не знаешь, кто тут из тайги к пароходу вылезет» — говорят матросы.
После Бора начинается староверческий участок. Старообрядцы часто не селятся на берегу, предпочитая жить в отдаленных деревеньках, куда чужим вход заказан. Жаль, что столь интересную тему невозможно поднять в рамках данной статьи. Следующее приключение ждет вас в Ярцево или в Ворогово. В одном из этих поселков теплоход точно остановится, и вы попадете на небольшой базар у пристани. Там вас ждут местные деликатесы: копченая рыба, включая стерлядь, котлеты из икры, запашистая отварная картошка, разносолы, отборная малина в сезон и, конечно же, уникальные молочные продукты от местных коров, которых больше нигде не встретишь. Есть и сувениры. Берите всего и побольше. Часто торгуют жены старобядцев. А их мужья со строгими лицами стоят возле своих брутальных джипов поодаль, наблюдая за порядком.
После Ярцево в великую реку впадает речушка Касс. Примерно 200 лет тому назад в ее верховьях был прорыт канал, соединяющий Касс с рекой Кеть, которая является правым притоком Оби. Таким образом, из Енисея можно было попасть в Обь водным путем. Канал потерял свое значение в XX веке, когда была проложена Транссибирская железная дорога.
Встреча с Ангарой
Пошли места лесозаготовок. Впереди Подтесово, Енисейск и Лесосибирск. После Енисейска и рядом стоящего Лесосибирска вам предстоит вечернее шоу — проход мимо слияния Енисея с красавицей Ангарой. В своем устье Ангара значительно превосходит Енисей по ширине, но считается лишь частью могучего водного потока, несущего свои воды в океан. Енисей — главная река по причине более древнего геологического строения своей речной долины и в силу исторически сложившейся традиции. Кроме того, русские, первыми освоившие с севера все течение реки, рассматривали его как меридиональную артерию, им был нужен путь на юг. Чистая ангарская вода соединяется с более мутной енисейской, два потока какое-то время текут, не смешиваясь.
Между устьем Ангары и Красноярском русло проходит по подводным грядам — продолжениям отрогов Енисейского кряжа, местность очень живописная. Ниже Красноярска на расстоянии 230 км. находится Казачинский порог. Русло сужается вдвое, течение ускоряется. На пороге имеется два мелководных участка — перекаты. Многие суда не могут самостоятельно их преодолеть. Выручает судно-туер «Енисей», протаскивая ведомого с помощью троса, проложенного по дну. Вы будете проходить порог в сумерках, может быть даже ночью, но уходить с палубы я не советую. Этот ночной участок интересен тем, что теплоход идет мимо незаселенных берегов, судно мистически скользит вдоль мрачной стены тайги, в которой не видно ни одного огонька. Есть лишь две цепочки бакенов, указывающие шкиперу путь... Про кружку с кофе или чаем вы помните.
Окрестности Красноярска
Больше остановок не будет, но это не повод огорчаться — виды замечательные, по пути следования по берегам появляются гористые пейзажи подходов к Атамановской трубе, где Енисей с обеих сторон зажат скалами. В ее начале находится засекреченный в советское время город Железногорск, Красноярск-26, в народе называемый просто Девяткой. Здесь находится завод по производству оружейного плутония, шахты и горные переделы. С теплохода можно увидеть вентиляционные стволы, столбы освещения и устья штолен. Прибрежная полоса отмечена колючкой, вышками, линией железной дороги, которая тянется вдоль самой кромки и ныряет в тоннели.
Осталось совсем немного, впереди — длинные участки промзоны и красноярские мосты. Впрочем, одна остановка может и случиться, если капитан решит отбункероваться, то есть заправиться топливом. Тогда у вас появится возможность изучить панорамы грузовых районов, бесконечных причалов и верениц барж на стоянках. До речного вокзала Красноярска, где вы сойдете на берег и отправитесь в одну из многочисленных гостиниц, осталось совсем немного.
Вот и кончилось приключение.
Каждый, кто отправится на теплоходе по Енисею, найдет свои интересные моменты и кадры, впечатления и ощущения, их будет огромное количество, которого хватит и для романтиков, и для прагматиков, жаждущих узнать новое. Ведь в детстве все мы читаем одинаковые книжки — о путешествиях и приключениях.
Просто кто-то боится пускаться в путь, а мы с вами нет.
Всего комментариев: 0 | |